Балаковцы обогнали КАМАЗ
Есть такое мнение, что наша отечественная промышленность не способна конкурировать с западной вообще, а уж что касается соответствия международным стандартам, в частности системе управления качеством продукции, то нам до них, как говорится, как пешком до Китая. Однако это ошибочное мнение. Здесь, у нас, в Балакове, есть предприятие, которое не только успешно конкурирует с западными производителями, но и занимает призовые места в международных (!) конкурсах по внедрению систем качества и бережливого производства, таких как система Лин.
Сейчас всё больше фирм в своём стремлении к прибыльности и конкурентоспособности обращаются к принципам производственной системы Лин с целью сокращения и устранения потерь в технологических процессах. Если раньше применение этой системы ограничивалось автомобильной промышленностью, то сейчас принципы Лин стали стандартной операционной практикой во многих отраслях промышленности. Причина проста: если они внедряются на предприятии с системой управления производством, то они неизменно подтверждают свою репутацию ключа к операционному и стратегическому успеху, что, в конце концов, ведёт к созданию более высокой ценности продукции для потребителя.
Недавно балаковское предприятие АО «Резинотехника» стало победителем международного конкурса, организованного министерством промышленности и торговли Республики Татарстан и рядом общественных организаций, в том числе международных. Конкурс назывался «Лучшее предприятие, лучший руководитель по развитию производственной системы на основе философии и принципов Лин». В конкурсе приняло участие более 160 предприятий – российских и зарубежных. Участвовать в данном конкурсе Виктору Копыльцову, генеральному директору АО «Резинотехника», предложила группа компаний «КАМАЗ» – инициатор конкурса, поскольку длительное время балаковское предприятие является надёжным поставщиком комплектующих для КАМАЗа (и не только).
Фотогаллерея
Сам конкурс проводился в два этапа. Первый – заочный. Руководителю предприятия нужно было ответить более чем на 600 вопросов, касающихся внедрения на предприятии принципов бережливого производства. Причём ответить честно, ведь следующий этап конкурса – аудит: специальная комиссия приезжает на предприятие и воочию убеждается, внедрено ли то, о чём рассказал руководитель в первом этапе, или нет.
- А вопросы первого этапа касались всех сторон жизни предприятия, в том числе скрытых потерь – из-за дефектов при передвижении, транспортировке продукции, потерь от излишних запасов и излишней обработки, а также аттестации соответствия бережливому производству и организации рабочего места, – рассказывает Виктор Копыльцов.
Компетентная комиссия по результатам аудита определила победителя в номинации «Лучшее предприятие по развитию производственной системы на основе философии и принципов Лин» – им стала «Резинотехника». А вот по следующей номинации – «Лучший руководитель» – комиссия долго определялась, ведь основным инициатором конкурса была группа компаний «КАМАЗ», рассчитывавшая на победу в обеих номинациях, и представители КАМАЗа настаивали на кандидатуре своего руководителя. Поэтому комиссия, чтобы поощрить инициатора, определила так: первое место в номинации «Лучший руководитель» передать представителю КАМАЗа, а для генерального директора ЗАО «Резинотехника» Виктора Копыльцова определить специальное второе место в этой номинации. Хотя всё это, конечно, формальности и политкорректность – фактически сертификат за первое место в конкурсе и право на получение скидки 50% при покупке лицензий сервиса «Visual Lean» получило всё-таки ЗАО «Резинотехника». И это большая победа не только для самого предприятия, но и для всего города – не каждый регион России может похвастаться такими престижными наградами.
– И это, конечно, неправильно. В нашей стране на производстве должны быть внедрены международные стандарты качества и бережливого производства, – говорит Виктор Викторович. – Но многие руководители не понимают всей пользы этой системы. Вообще система управления качеством должна внедряться с момента проектирования предприятия. Она позволяет выпускать бездефектную продукцию всегда высокого качества, чего в нашей стране, к сожалению, нет. Что я имею в виду? Например, предприятие может привезти на какуюнибудь выставку образец своей продукции – и этот выставочный образец, как правило, высокого качества. А серийная продукция этого предприятия выпускается с большими дефектами. Между тем, если бы на предприятии были внедрены международные стандарты и система бережливого производства, этих проблем бы не было.
Как пример здесь может выступить корпорация «Тойота» – она первой внедрила систему бережливого управления, и производство стало более дешёвым, а продукция – высококачественной. Одно из внедрений «Тойоты»: там каждый рабочий вносит ежегодно не менее двухсот предложений об улучшении производства, и эти предложения внедряются.
– А на вашем предприятии такие системы работают?
– У нас рабочие также вносят предложения по улучшению производства. Касаются они улучшений условий труда, оснастки и оборудования. В прошлом году таких предложений было 507 – 321 из них внедрено в производство. В этом году предложений около ста, введено 22 предложения. Это очень полезно, ведь, как правило, все недоработки в качестве продукции связаны с человеческим фактором.
К сожалению, не все предложения по улучшению могут быть внедрены, хотя они и полезны, – не всегда хватает средств на их внедрение. Однако самые насущные внедряются, и в этот процесс вовлечены все рабочие предприятия.
– Что даёт эта система управления качеством вашему предприятию (кроме престижных наград)? Можете привести ещё примеры того, как эта система влияет на экономику предприятия?
– Если раньше мы порядка 200–300 тысяч рублей в месяц отправляли «на свалку» – то есть выявляли брак на эту сумму, то сегодня цифра эта упала до 6–12 тысяч рублей. Да и вообще система касается всех сторон производства, включая ремонт оборудования, сроки которого снизились до 11 процентов от плановых.
Жаль, что в России сегодня нет систем управления качеством. А ведь производители Европы, Японии, Кореи стали внедрять эту систему с 60х годов, постепенно её развивая. Описали весь процесс производства, последовательность действий каждого руководителя, каждого рабочего – и сумели получить очень высокие результаты в качестве и количестве выпускаемой продукции.
Сегодня победа в международном конкурсе для «Резинотехники» – престижная и приятная награда, достигнутая умом, предприимчивостью, изучением передовых технологий и высокой работоспособностью руководителя. Однако самое главное во всём этом всётаки не столько награда, сколько экономические результаты, успех в конкуренции, качество выпускаемой продукции. Так и хочется обратиться к местным предпринимателям и руководителям муниципальных предприятий с просьбой начать перенимать опыт работы Виктора Копыльцова, а к самому Виктору Викторовичу – с просьбой организовывать обучающие семинары для передовых руководителей.
ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЛИН?
Подобно тому, как массовое производство было основным видом производства в XX веке, производственная система Лин («бережливое производство») предвещает появление новой производственной системы XXI века, которая концентрируется на устранении потерь в процессах производства. Хотя пионером этой системы и была японская автомобильная фирма «Тойота», сам термин производственная система Лин был введён в начале 1990-х годов тремя учёными Массачусетского Технологического Института. Национальным Институтом Стандартов и Технологий (NIST) предлагается следующее определение термина «производственная система Лин»: «Системный подход к выявлению и устранению потерь путём непрерывного совершенствования, настройка производственных процессов в зависимости от потребности заказчика и стремление к безупречности во всём».
газета "Балаковские Вести", №48(3840), 2 декабря 2014 г.